Валентин Глушко в Казани
Главный конструктор пилотируемых космических кораблей и ракет-носителей, ученый и основоположник практической космонавтики Сергей Королев и его соратник, ученый, конструктор советского ракетного двигателестроения Валентин Глушко, прославившие нашу страну на весь мир, во время Великой Отечественной войны находились в Казани. Они находились… в заключении и работали в конструкторском бюро тюремного типа.
Валентин Петрович Глушко родился 2 сентября 1908 года в Одессе, учился в Реальном Училище (Профтехшкола Металл) и мечтал о космических полетах. Еще в школьном возрасте он написал книгу «Проблема эксплуатации планет» о межпланетных полетах, необходимости выхода в космос и завоевания межпланетных пространств, писал научно-популярные статьи в газетах и журналах о космических полетах, переписывался с Циолковским. Это были мечты и в те времена мало кто верил, что им дано будет осуществиться еще при жизни этого поколения.
После окончания профтехшколы Глушко поступил в Ленинградский государственный университет. Его дипломная работа – опять о космосе, проект межпланетного корабля с электрическими двигателями. Часть его дипломной работы «Металл как взрывчатое вещество» заинтересовала военных и его пригласили в Газодинамическую лабораторию разрабатывать ракеты и ракетные двигатели. Он читает лекции в Военно-воздушной академии, пишет научные работы о ракетных двигателях и типах топлива для них. В 1936 году Глушко назначают главным конструктором ЖРД.
В 1938 году Глушко необоснованно репрессируют и он получает срок 8 лет. До 1940 года Глушко работал в конструкторской группе Спецотдела НКВД на Тушинском авиамоторном заводе, а в 1940 году его переводят в Казань, в «шарашку», где его назначают главным конструктором КБ4 при Казанском моторостроительном заводе. Он разрабатывает вспомогательные самолетные жидкие реактивные двигатели. В 1944 году его досрочно освобождают со снятием судимости. В 1945 году Глушко назначают завкафедрой реактивных
двигателей Казанского Авиационного Института, а в 1946 году переводят на авиазавод в Химках главным конструктором ОКБ-456. Он разрабатывает двигатели для ракет и самолетов.
В 1974 году Глушко становится генеральным конструктором и директором НПО «Энергия». По его проекту был создан многоразовый космический корабль «Энергия-Буран» и космическая станция «Мир», которая вышла на орбиту в 1986 году. На станции трудились советские космонавты, а также иностранные экипажи с участием космонавтов из Канады, Словакии, Германии, Австрии, Великобритании, Японии,
Франции, Афганистана, Болгарии, Сирии, станцию посещали американские корабли «Атлантис», «Индевор», «Дискавери». В конце 90-х годов на станции начались проблемы из-за выхода из строя некоторых систем. Несмотря на предлагаемые меры спасения станции, правительство РФ, ссылаясь на дороговизну эксплуатации решило затопить станцию «Мир» и в марте 2001 года станция была затоплена в южной части Тихого океана.
Другому детищу Глушко – космическому кораблю «Буран» повезло еще меньше. Свой единственный полет в космос «Буран» совершил 15 ноября 1988 года Он был запущен с космодрома «Байконур», совершил 2 витка вокруг Земли и сел на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре, где для него была специально построена усиленная взлетно-посадочная полоса, которой он мог бы пользоваться в своих многочисленных полетах. Но полетов больше не было. Бураном управлял бортовой компьютер, экипажа на борту не было. Это был единственный случай в истории космонавтики и он занесен в книгу рекордов Гиннеса. В 1993 году из-за дороговизны работы по проекту были закрыты. Летавший в космос экземпляр «Бурана» был поврежден при обрушении крыши корпуса на Байконуре.
Глушко прожил долгую жизнь. Он умер 10 января 1989 года. Ему повезло – он не дожил до закрытия всех его проектов и крушения надежд на полноценное освоение нашей страной космического пространства.
В Казани его именем названа улица.
Сохраните себе в:
- 30 августа - день республики Татарстан и города Казани
- Такси в Казани
- Двухэтажные экскурсионные автобусы "hop on - hop off" в Казани
- Татарская кухня
- Аэропорт «Казань»: как добраться, где оставить машину
- Прокат велосипедов в Казани
- Туристическая страховка в Казань
- 10 главных советов, если вы собрались в Казань
- Вокзалы в Казани или как не заблудиться
- В Казань на машине? 5 полезных советов
- Казанский метрополитен
- Смотровые площадки в Казани